Христос - истинный Бог, ветхозаветный Иегова (יְהוָה)

(Составил Береговой Роман)


Существует масса способов показать, что Христос - Истинный Бог наш. Я приведу лишь несколько самых основных с дальнейшим подробным описанием на основе только лишь Священного Писания (Синодальный перевод).

    1)  Я думаю, никто спорить не будет, что лишь Истинный Бог может ОДНОВРЕМЕННО(!) обладать такими свойствами, как: Вечность и неизменность, всеведение, всемогущество, везде сущность, вседержитель, всевышний.

    2) Очень много мест Ветхого Завета (ВЗ) кот. относятся к Иегове (действия, речь, пророчества...) апостолы цытируют в Новом Завете (НЗ) применительно к Иисусу Христу

    3) В Ветхом Завете действует некто "Ангел Господен" (ךּאּלּמּ יְהוָה) которого часто называют Богом и Иеговой (hwhy ). Можно показать, что этот Ангел - это Христос, а не Отец.

             4) Еврейское слово "Яхве" ("Иегова") в Исх.3:14 в Септуагинте переведено, как "egw eimi", что значит "Я есмь". Таким образом можно показать, что Христос многократно называл себя Иеговой, и, самое главное, иудеи понимали, что Он имеет в виду!!!

   5) В Ветхом Завете написано: «Не один ли Бог создал нас?» (см. Мал.5:2).  Т.е. утверждается, что есть только один Творец. При этом важно уточнить, что Бог творит мир из ничего (!). А это прерогатива только Бога. В НЗ всё это говорится о Христе, особенно подчёркивается, что Он творил мир из ничего!

    6) Да и просто сами места Писания, где Христос был не против, когда Его называли ученики Богом, а также все цытаты НЗ, где Его уже по Вознесении апостолы называли Богом.


 

1) Всеведение Иисуса Христа

Свидетели Иеговы могут привести стих: Мк.13:31 «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец»

Рассмотрите такие стихи:

1) Кол.2:

2 «… для познания тайны Бога и Отца и Христа»,

3 «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.»

2) Иоанн.16:30 «Теперь видим, чтоТы знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя…»

3) Иоанн.21:17 «…Господи! Ты все знаешь…»

4) «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышлениям и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет». (Евр 4:12-13).

А теперь подумаем: Бог часто ставит себя положение мнимого неведения с педагогической целью. Адаму: Адам, где ты? Каину: Где Авель, брат твой? Молений Я не слышу (Ис.1:15) (Разве не слышит??)

А теперь смотрим:

Отец чрез сына «веки сотворил» Евр.1:2. , т.е. времена и сроки… Сотворившему ли само время не знать о временах последних??? Здесь Господь выставляет себя несведущим примыслительно, желая показать, что не нужно человеку знать о соках кончины мира. Откажись Он вовсе ответить, они отступили бы, но продолжали бы хотеть узнать.

Доказательство этого видим позже, когда Христос на прямой вопрос о дате резко отсекает дальнейшие расспросы, прямо сказав: Деян.1:7 «Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти…»

 

2)Всевышний.

 

76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь  пред лицем Господа приготовить пути Ему, (Лук.1:76). Сравнить:  как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем  Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. (Мар.1:2).

5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог,  благословенный во веки, аминь. (Рим.9:5).

31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и  есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше  всех, (Иоан.3:31).

 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре  Отчем, Он явил. (Иоан.1:18).

 

3) Вседержитель.

 

3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом  силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную  (престола) величия на высоте, (Евр.1:3).

16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и  невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, -- все  Им и для Него создано; 17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит. 18 И Он есть глава тела Церкви; Он -- начаток, первенец из мертвых,  дабы иметь Ему во всем первенство, (Кол.1:16-18).

7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили  Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. 8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который  есть и был и грядет, Вседержитель. (Откр.1:7,8).

 

4)Вездесущий только Бог

 

Иеремия 23:24 Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь.

А о Христе сказано: К Ефесянам 4:10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

От Матфея 18: 20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

От Иоанна 3:13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

От Иоанна 14:23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.   (Они что, по очереди к каждому будут ходить??? J)

 

5) Всемогущий  (см. Ин.5:16-22)

 

6) Вечность и неизменность Христа

 

Мал.3:6 Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны  Иакова, не уничтожились.

 «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил  наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.» (Евр.1:2)

 «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был  Авраам, Я есмь» (Иоан.8:58)

 

Михей 5:2. "И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и которого происхождение из начала, от дней вечных".

 

Евр.7:3 «не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию...»

 «а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее», (Евр.7:24)

 «в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог  прежде вековых времен» (Тит.1:2)

«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». (Евр.13:8) (Сравнить:12 Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я  первый и Я последний. (Ис.48:12)

 «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий,  как и говорю вам.» (Иоан.8:25) (Сравнить:13 «от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю,  и кто отменит это?» (Ис.43:13).


 

Повествования Ветхого Завета, касающиеся Иеговы, в Новом Завете имеют отношение к Иисусу Христу:

Иегова

Христос

"Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал Меня к вам" Исх.3:14 (См.Ос.12:5)

"Иисус сказал им: ... Я есмь"; "Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам" Ин.8:58,25

"Кто сей Царь славы? - Господь крепкий и сильный в брани. Поднимите врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь Славы! Кто Сей Царь славы? Иегова сил, Он Царь Славы" Пс.23:8-10.

"...ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы" 1Кор.2:8.

"Потому народ Мой узнает имя Мое; потому узнает в тот день, что Я тот же, который сказал: вот Я! " Ис.52:6.

"И когда сказал им: это Я, - они отступили назад и пали на землю" Ин.18:6.

"Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его" Иер.17:10.

"(Иисус)... Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим" Отк.2:23.

"Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима " Ис.8:13,14.

"Итак Он (Иисус) для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены" 1Пет.2:7,8.

"В начале Ты Господи основал землю, и небеса дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и как одежду, Ты переменишь их, - и изменятся. Но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся" Пс.101:26-28.

"(О Сыне) И: в начале Ты, Господи основал землю, и небеса - дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают как риза, И как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся" Евр.1:10-12.

"Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу" Ис.40:3. (см. ещё Мал.3:1)

"(О Иоане Крест.) И ты, младенец, назовешься пророком Всевышнего, ибо предидешь пред лицом Господа - приготовить пути Ему" Лк.1:76 (Путь приготовил Иисусу! Ср.Мат.3:3)

Чьи это слова в устах Исаии???

Иеговы Cаваофа: «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. 10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» Ис.6:5,10.

Иисуса Христа: Народ этот ослепил глаза свои и окаменел сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Это сказал Исаия, когда видел славу Eго (Иисуса) и говорил о Hем" Ин.12:40,41.

Святого Духа: «хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: 26 пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. 27 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» Деян.28:25-27

Кого скушали отцы в пустыне???

Иегову Бога: “ибо Он есть Бог наш, и мы - народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его: 8 "не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, 9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое” (Пс.94:7-9) +++ “... увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой” Пс.105:14

Христа: «Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей» 1Кор.10:9.

Святого Духа: «говорит Дух Святый… в день искушения в пустыне, 9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня…» Евр.3:7:10

Кто есть Первый и Последний???

"Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф; Я первый, и Я последний и кроме Меня нет Бога" Ис.44:6.

"И когда я увидел Его (Иисуса), то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся: Я Первый и Последний" От.1:17. "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний " Отк.22:13. (Иисус является и Царем, и Искупителем, Первым и Последним. Он является безначальным Богом!)

"И будут уповать на Тебя знающие имя Твое..." Пс.9:11

"И на имя Его (Иисуса) будут уповать народы" Мат.12:21.

" И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой;" Зах.9:16а. "Как пастырь, Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей и водить дойных" Ис.40:11. "Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их; Я буду пасти овец Моих и буду покоить их, говорит Господь Бог". Иез.34:11,15.

"Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною" Ин.10:11,27. "Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их, и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с глаз их" Отк.7:17.

"Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык " Ис.45:23. "И будет: всякий кто призовет имя Господне спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь" Иоиль 2:32.

"Ибо нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись" Д.А.4:12. (Иисуса Христа воздействовал) превыше всякого начальства, и власти, и сил, и господства, и всякого имени, именуемого не только в этом веке, но и в будущем " Еф.1:21. "Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних" Фил.2:10.

 

И ещё:

1. Пророчество, содержащееся у святого Исаии, которое относится к Иоанну Крестителю, в редакции Нового Мира звучит следующим образом: "Глас вопиющего в пустыне: приготовляйте путь Иегове, равняйте в степи стезю Богу нашему". (Ис.40:3).  Мы знаем, что Иоанн Креститель относил эти слова к себе (Ин.1:23). И путь он уготовлял именно Христу, о котором и засвидетельствовал, "что Сей есть Сын Божий" (Ин.1:34). Второе Лицо Троицы и JHWH для Крестителя, таким образом, были одним Лицом.

2. В этой же главе пророка Исаии находятся и следующие стихи, звучащие в переводе "НМ" таким образом: "Се, Господь Иегова грядет величественно, и мышца Его владычествует сама собою... Как пастырь Он пасет стадо Свое, агнцев берет Себе на руки, и носит у груди Своей; тихо ведет беременных" (Ис.40:10-11). Из текста следует, что JHWH должен был прийти в образе Доброго Пастыря, и действительно, Господь Иисус Христос говорит о своем служении именно в таких словах (Ин.10:11,14),  во время беседы с иудеями после исцеления слепорожденного.

3. В уста Иеговы переводчиками НМ вложены и следующие слова: "Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено" (Ис.45:23). И такие же слова мы встречаем у Апостола Павла: "дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних..." (Фил.2:10) Сказанное пророком Исаией за 750 лет до Боговоплощения исполнилось, по свидетельству Апостола Павла, во Христе.

4. "И будет, всякий, кто призовет имя Иеговы, спасется..." (Иоил.2:32),  - читаем мы в переводе "Общества Сторожевой башни". Таким же образом искажены эти слова и в книге Деяний святых Апостолов (Деян.2:21). Но чуть позже Апостол Петр возглашает, что "нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12), кроме имени Господа Иисуса Христа. Отсюда следует вывод, что в обоих случаях речь идет о Сыне Божием, так как Он является Спасителем. Интересно, что Ис. 43:11 звучит в переводе Н М следующим образом: "Я - я Иегова, и нет спасителя кроме Меня", еще более усиливая восприятие Иеговы как Сына Божия.

5. Слова: "Я, Иегова, проникаю сердце и испытываю внутренности..." (Иер.17:10),  - имеют параллели в Откровении Апостола Иоанна Богослова. Но там они вложены в уста Сына Божия: "Я есмь испытующий сердца и внутренности..." (...ego eimi o eraunon nefrous kai kardias...) (Откр. 2:23) Причем, мы видим здесь одно из имен Бога в Ветхом Завете - "ego eimi", что указывает на то, что пророк и Апостол писали о Втором Лице Троицы.

6. Знаменитое пророчество Захарии в переводе Нового Мира также является впечатляющем свидетельством о тождественности имен JHWH и Господа Иисуса Христа: "И они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Иегова: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня!" (Зах.11:12-13). Тридцать сребреников, в которые была оценена жизнь Господа Иисуса первосвященниками и Иудой Искариотом (Мф.26:15; Мф.27:3-10; Деян.1:18), сами сектанты в своих текстах относят к Иегове.

7. Наконец, в переводе Нового Мира, присутствуют места, говорящие о единственности JHWH: "... говорит Иегова...это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не Будет" (Ис.43:10).  "Так говорит Иегова, Царь Израиля и Искупитель его, Иегова воинств: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога" (Ис.44:6).  Христос, открываясь в этих образах перед Пророком Исаией, под именем JHWH, много позже говорил Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и последний" (egw to alfa kai to w o prwtos kai o escatos h arch kai to telos ) (Откр.22:13). Здесь можно сделать следующий вывод: Господь и Бог, открывавшийся в Ветхом Завете под именем JHWH, в Своем воплощении явился с Именем Иисуса Христа.

 


Кто называется в Ветхом Завете Иеговой (hwhy) ???

"Явился ему <Моисею> Ангел Господень в пламени горящего тернового куста. Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил посмотреть, был к нему глас Господень: Я Бог отцов твоих <...> Сего Моисея <...> Бог чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем" (Деян. 7, 30-35). Но именно Тот, Кто говорил из тернового куста, и назвал Себя Иеговой: "Господь увидел, что он <Моисей> идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал" (Исх. 3, 4)!

Согласно Павлу, Моисей общался с "Ангелом, говорившим ему на горе Синае:" (Деян. 7, 30-36). Однако Моисей на Синае говорил с Богом: "Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы" (Исх. 19, 3).

Ветхий Завет ясно говорит, что Закон дан Моисею прямо Богом. А апостол Павел настаивает: Закон "преподан через Ангелов, рукою посредника" (Гал 3, 19).

Однако, и в самом Ветхом Завете немало таких мест, где Ангел оказывается Богом, Иеговой: "Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков <...> Я Бог явившийся тебе в Вефиле" (Быт. 31, 11-13).

Ангел Божий <...> воззвал к Агари и сказал ей <...> Бог услышал глас отрока <...> встань, ибо Я произведу от него великий народ" (Быт. 21, 17-18). Так кто же произвел народ от Измаила? Кто этот "Я"? Тем более, что в следующем стихе говорится, что именно "Бог" помог Агари. "Бог же сказал Аврааму <...> И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и <...> произведу от него великий народ" (Быт. 17, 19-20).

"Сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь имя ему Измаил <...> И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня" (Быт. 16, 11,13).

Вот Авраам готовится принести в жертву Исаака: "Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам <...> не поднимай руки твоей на отрока <...> ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня" (Быт. 22, 11-12). Но ведь Авраам вроде совсем не Ангелу приносил жертву, а Богу, как ему тут же и было подтверждено: "Мною клянусь, говорит Господь, что так как ты <...> не пожалел сына твоего <...> для Меня, то Я благословляя благословлю тебя" (Быт. 22, 16).

А с кем боролся Иаков? "Ты боролся с Богом", - сказано ему (Быт. 32, 28). Но пророк Осия знает нечто как будто иное: "Возмужав, боролся с Богом. Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашел нас и там говорил с нами. А Господь есть Бог Саваоф; Сущий (Иегова) - имя Его" (Ос. 12, 3-5).

Кто есть Бог Иакова? Своего сына Иосифа Иаков напутствует такими словами: "Бог, пред Которым ходили отцы мои <...> Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих" (Быт. 48, 15-16). Не сказано "да благословят", но "да благословит", - Бог опять оказывается тем же, что и Ангел.

Кто вывел Израиль из Египта? - Конечно, же Бог: "Так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел вас из Египта" (Суд. 6, 8). Но вновь "пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим <...> и сказал <...> Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю" (Суд. 2, 1).

Вот еще встреча, в которой Ангел превращается в Бога: "И явился ему <Гедеону> Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный <...> Господь, воззрев на него, сказал:" (Суд. 6, 12,14).

Еврейское слово ךּאּלּמּ и греческое  aggelos не содержат в себе указания на некоего тварного духа, участника небесной иерархии в смысле позднейшей христианской ангелологии. Они значат просто "посланник, эмиссар". Эти слова могут прилагаться к людям, которые представляют интересы пославших их владык. Поэтому именование кого-то ангелом не означает непременную принадлежность к иерархии небесных тварных духов. Сам Сын Божий именуется у Исайи "Ангелом Великого Совета". Христос есть Ангел по отношению к Отцу: "Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир" (Ин. 17, 18). Христос Сам есть апостол Отца, посланник Отца, Ангел Отца. Именно Слово Отца, Ангел Иеговы называет Себя в Ветхом Завете "Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова" наравне с Иеговой. И этот же Ангел стал человеком во Христе.

Отсюда важный вывод для "Свидетелей Иеговы". Если вы отказываетесь от Троицы, если вы считаете, что поклоняться надо Богу Иегове, но не стоит считать Богом Христа - то вы оказываетесь в противоречии с Библией. Библия или позволяет считать, что Иегова есть Христос, а Христос есть Бог, или же придется считать, что и Христос не есть Бог, и Иегова также есть не более чем ангел. И быть "свидетелем Иеговы" означает быть всего лишь свидетелем Ангела.


Egw Eimi

Иоанна 8:58. "Иисус сказал им: ...прежде нежели был Авраам, Я есмь".

Сопоставляя этот перевод с Исх. 3:14 и Ис.43:10-13 в Септуагинте, мы видим, что смысл идентичен. В Исх. 3:14 Иегова, обращаясь к Моисею, говорит: "Я есмь", - что любой образованный толкователь признает за синоним Бога. Иисус буквально сказал им: "Я есмь Иегова" ("Я есмь"), и люди, несомненно, поняли Его именно в этом смысле, так как в следующем стихе они уже пытались забросать Его камнями. Еврейский закон признавал пять причин для избиения камнями (следует учесть, что евреи были законниками). Вот эти случаи: (1) разговор с духами, Лев. 20:27; (2) богохульство, Лев. 24:10-23; (3) пророчество, призывающее поклоняться иным богам, Вт. 13:5-10; (4) буйный сын, Вт. 21:18-21; (5) блудодеяние и прелюбодеяние, Вт. 22:21-24 и Лев. 20:10. И любой честный человек должен признать, что второе преступление, а именно богохульство, служит единственным основанием в законе евреев, чтобы забросать Христа камнями. Многие ревностные свидетели Иеговы утверждают, что евреи собирались побить Его камнями потому, что Он назвал их детьми дьявола (Ин. 8:44). Если это так, то почему они не пытались побить Его в других случаях (Мф. 12:34; 23:33 и т. д.), когда он назвал их порождением ехидниным? Ответ очень прост. Они не могли побить Христа камнями, потому что закон указывал только на пять случаев, и они были бы сами осуждены, если бы побили кого-то камнями лишь за оскорбление. Но это еще не все. В Евангелии от Иоанна 10:33 евреи снова пытаются побить Иисуса камнями, обвиняя Его в том, что Он провозглашает себя Богом (не "божеством", что было уже детально рассмотрено). Давайте будем логичными в рассуждениях: если евреи соблюдали закон, требующий наказания камнями, когда их оскорбляли при других обстоятельствах, то зачем им нарушать его лишь ради того, чтобы воззрения свидетелей Иеговы на Иоанна 8:58 оказались верными? Однако следует добавить вот что. Свидетели Иеговы (с. 312 "Перевода нового мира христианских греческих Писаний", сноска С) заявляют, что греческое  Egw Eimi  (Я есмь) из Иоанна 8:58 "правильнее перевести неопределенным перфектным временем [Я был ], а не "Я есмь". Чтобы разоблачить это грубое извращение греческого оригинала, рассмотрим текст с грамматической точки зрения.

Непонятно, что подразумевает автор сноски на с. 312, так как он не пользуется общепринятой грамматической терминологией и его аргументы не опираются на общепринятую грамматику. Сам инфинитив аориста здесь не образует придаточного предложения, а наиболее важным является наречие Prin, так что всю конструкцию следовало бы назвать "придаточное с Prin". Термин "неопределенный перфект" не принадлежит к общепринятой грамматической терминологии и в данном случае был изобретен авторами примечания, так что невозможно узнать, что он означает. Некоторую трудность в этом стихе представляет глагол Egw Eimi. Доктор Робертсон, которого переводчики "Нового мира" цитируют (с. 880) как авторитетное лицо в этом вопросе, утверждает, что Eimi - глагол "абсолютный". Он встречается четыре раза (Ин. 8:24, 58; 13:19; 18:5) и имеет то же значение, что и в Септуагинте (Вт. 32:39; Ис. 43:10; 46:4) при переводе древнееврейской ! фразы "Я (есмь) Он". Эта фраза встречается только в случаях, когда подчеркивается господство Иеговы. Следовательно, указанная фраза подтверждает полноту и равенство Божественности. Единственное, что удалось доказать переводчикам "Нового мира", так только то, что трудно игнорировать смысл фразы и контекст.

Подтверждение полноты божественных качеств особенно четко видно в Ин. 13:19, где Иисус предупреждает апостолов о грядущих событиях, прежде чем они сбудутся, чтобы они поверили, что Egw Eimi ("это Я"). Один Иегова знает будущее как настоящее. Вот Иисус и предупредил учеников до времени, что Egw Eimi, то есть что Он есть Иегова!

И наконец, очевидно и неоспоримо, в греческом языке невозможны формы с перфектным значением, полностью соответствующие современной английской форме I have been. Утверждение "Сторожевой башни", будто спорная фраза представляет собой историческое настоящее время, как в повествовании об Аврааме, имеет некоторые основания, но тем не менее представляет классический пример двойной игры "Сторожевой башни", ибо данный фрагмент является не повествованием, а прямой речью Иисуса. Грамматические же нормы разрешают использовать историческое настоящее только в повествовании. Единственный правильный перевод здесь - "это Я", а раз Иегова единственный, Кто может сказать: "Это Я" (или "Я есмь") - Исх. 3:14; Ис. 44:6, - то Он и Христос есть одно по природе, или истинная полнота Божественности во плоти.

В Септуагинте древнееврейское ehyeh Исхода 3:14 передается греческим Egw Eimi как эквивалент "Я есмь" Иегова. А Иисус часто цитировал Септуагинту евреям, и они были хорошо знакомы с ней, чем и объясняется их гневная реакция на Его утверждения (8:59).

 

 


Христос - творение или Творец???

     Вопрос первый:  творение ли Христос???

В подтверждение своих взглядов о тварности Христа свидетели Иеговы ссылаются преимущественно на 3 стиха: Кол.1:15, Отк.3:14 и Прит.8:22-30.

       Рассмотрим Кол.1:15. «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари». Примечательно, но более правильным будет перевод еп. Кассиана Безобразова: «Он есть образ Бога невидимого, Первородный всей твари»

Греческое слово πρωτοτοκος означает первородный, а не первосотворённый. Если бы это было так, то Павел употребил бы другое слово в сочетании с «первый». Вместо слова τικτω (родить) он употребил бы слово κτιζω (творить). В таком случае он употребил бы слово πρωτοκτισματος (первосотворённый). Но он этого не сделал. Это означает, что Павел не верил в сотворение Христа.

Идеологическим прообразом современных свидетелей Иеговы был Арий, кот. смешивал греческие омонимы gannhsiV (рождение) и genesiV (творение). Между словами "родить" и "сотворить" есть существенная разница. Родить можно только то существо, кот. идентично нам по природе и равномощно. скажем, чел. может родить только человека, причём не большего и не меньшего по сущности, а равносущного себе. Собака может родить только собаку. Змею она родить не может! Имеется в виду, что рождённое будет принадлежать к тому роду бытия, что и родивший. Поэтому, если мы говорим о рождении Бога, то Бог рождает по природе Бога, а не что-то другое. Родить что-то можно только из недр самого себя, изнутри. Поэтому не зря сказано о Христе, что Он "...Единородный Сын, сущий в недре Отчем" (см. Ин.1:18), что "...из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое" (Пс.109:4). Естественно, я не привожу параллелей с земным образом рождения. Это у нас во времени связь между родившим и рождённым причинно-следственная, т.е. причина всегда РАНЬШЕ следствия. Другое дело в вечности: там нет места даже обычним словам, таким как: раньше-позже, до-после и т.д., потому что эти слова - атрибуты самого времени...

        Слово "сотворить" относится к вещам, кот. происходят на свет по нашей воле. Сотворённое - это нечто, иное нам по природе. Невозможно сотворить нечто, тождественное нам по форме существования. Обратите при этом внимание, что в Библии нигде прямо не говорится, что Христос сотворён - Он рождён. И это рождение вечное. Христос - вечный Сын Отца. Сын потому является таковым, что источник Своего бытия имеет в Отце. Как луч существует всегда, если существует солнце (не позже солнца), так и Сын - это всегда Свет Отца, Свет неиссякаемого, вечного Источника Бытия.

Вот как по этому поводу пишет бл. Феофилакт Болгарский, толкуя 1 главу послания св. ап. Павла к Евреям: «Сей, будучи сияние славы. Восшел на самую высоту хвалебной речи о Сыне, и называет Его сиянием славы, чтобы ты знал, что Он из Него, бесстрастно, без уменьшения или унижения, одного и того же существа, то есть Свет от Света. Ибо Он просветил и наши души, и Сам показал Отца. Посему и сказал: Я свет миру (Ин.8:12), потому что вместе с Ним светил от вечности; ибо сияние светит одновременно с сияющим. И солнце не бывает видимо когда-нибудь отдельно от сияния, и Отец немыслим без Сына. Посему, когда услышишь ариан говорящих, что если Сын из Отца, - значит, после Него, то скажи им, что и сияние от солнца, однако не после него, ибо в одно время и солнце и сияние.»

Рассмотрите такие стихи: Евр.1:2-3,12; 7:3; 13:8; Иоан.8:25,58… Исповедуя Сына "от Отца рожденного прежде всех век", мы не говорим, что это рождение просто предшествует сотворению, но утверждаем, что оно вне времени, поскольку понятие времени связано с понятием тварности. Поэтому мы читаем в Евангелии: "прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Ин.8:58), а не "Я был", что указывало бы только на предшествование во времени. Это утверждение рождения "прежде всех век" было направлено против кощунственных слов ариан о Сыне: "было время, когда Его не было". ПЦ всегда исповедует в противовес Арию и его сторонникам Сына "рожденного, несотворенного", поскольку предвечное рождение Сына от Отца так же, как и исхождение Святого Духа, есть акт Божественной внутритроичной жизни, не имеющий ничего общего с сотворением. Это значит, что даже аналогии нельзя провести между рождением Сына от Отца и сотворением мира, которое есть акт ad extra (во вне) Пресвятой Троицы.[*]

Слово «первородный» имеет ещё одно значение в Библии. Оно обозначает не только первого из рожденных в семье, но вообще главенствующее положение. Иллюстрацию различия между первенцем, означающим превосходство, и первенцем, означающим того, ко был рожден первым, находим в Исходе 4

22 И скажи фараону: так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой ;

23 Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего. Израиль как нация называется «первенцем» Божиим, но в стихе 23 Бог говорит, что поразит первенца фараона, имея в виду его старшего сына.

Также о царе Давиде в ВЗ Бог говорит Псалтирь 88: 28 «И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли». «Первенец» - то же самое, что и «первородный». Мы знаем, что Давид родился последним сыном у своих родителей. Бог не собирался изменить этот факт. Бог сделал его первенцем в том смысле, что Он сделал его могущественнее всех соседних царей.

Поэтому слово «первородный» в отношении Христа в Кол.1:15 обозначает главенство Его положения. Это подтверждается в К Колоссянам 1:18 «И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство». Ап. Павел говорит, что Иисус, будучи первенцем творения, является Тем, Кто всё сотворил.

И всё же попробуем копнуть глубже! В лучших и самых признанных манускриптах (Синайский, Ватиканский кодекс) стоит πρωτοσ “первый”. В Александрийском кодексе, где отсутствуют знаки акцентуации, это место следует перевести как “Тот, Кто сотворил в начале”, чтобы не нарушать законы текстового критицизма (Кол.1:15). Правильное ударение в πρωτοτοκος Александрийского кодекса согласуется со всеми другими текстами, и в результате Христос называется буквально “Превознесённым”, что соответствует истине. Следует добавить, что все авторитетные и надёжные переводы отдают предпочтение слову «Первый» вместо «Первенец», не подкрепляя очередную из многих искусных попыток извратить Слово Божие неправильным переводом и лингвистическими манипуляциями.

Рассмотрим теперь Откровение 3:14  И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия 
        Для кого Христос «свидетель верный и истинный»? Для нас или для Отца?.. Вот поэтому по отношению к нам Он - начало (причина) создания. «Начало» в греческом варианте Нового Завета обозначено словом αρχη, которое означает источник или происхождение Божьего творения. Брюс Метцгер указывает на то, что если бы отрывок говорил, что оанн Христос был создан «Богом», то это требовало бы предлога «hupo», а не «tou theou», что означает «Божия» (Bruse Metzger, “Theology Today”, 1953 г., с. 79-80)

А давайте заглянем в древнегреческо-русский словарь Нового Завета!

Слово «αρχη» может переводиться так:

- начало во времени, происхождение, основание;

- первопричина, основа;

- предел;

- господство, начальство, власть, царство;

- принцип.

         Более того, Сын Божий воплотившись, став Богочеловеком, действительно стал первым творением Божиим (Не онтологически, а по домостроительству нашего спасения):

             1)Как самое совершенное существо;

             2)  Как начало новой твари, начало, ведущее к Царству Небесному.

      Итак, Сын Божий - рождение из природы Отца, а весь сотворённый мир - творение, действие Бога, пришедшее в бытие по Его воле!!!

        Что же касается 8-й главы Притч , то  Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.(Притч 8:22   23). Церковно-славянский вариант выглядит так:  Господь созда мя начало путий своих, в дела своя, прежде век основа мя, в начале. В сноске к церковно-славянскому тексту сказано, что в еврейском оригинале, в отличие от перевода Семидесяти, стоит  Господь стяжа мя начало путий своих. В любом случае это не  первое, что сотворил Господь . Слова  созда мя  относятся не к творению из ничего. Как писал Василий Великий, слова Сердце чистое сотвори во мне Боже (Пс 50:12), значат не просьбу сотворить новое сердце, а преобразить его, обновить, очистить. Поэтому, учитывая еврейский текст, а также довольно точный в этом месте синодальный текст, мы понимаем его не в смысле сотворения Отцом Премудрости. Отец начал свои дела Словом, Словом он сотворил мир, поэтому Слово и было послано для спасения мира. Слово   всегда начало путей Отца. Еще более точно эти слова можно было бы понимать как указание на воплощение Сына: ради спасения мира, ради новой твари Бог стал человеком.

        А вот слова Григория Богослова по этому поводу (рассмотрим их несколько внимательнее): “Какое из существ не имеет причины? Божество. Ибо никто не скажет нам причины Бога; иначе она была бы первоначальнее самого Бога. Но какая причина тому, что Бог ради нас приемлет человечество?   Та, чтоб все мы были спасены. Ибо какой быть иной причине? Итак, поскольку здесь находим и слово: созда, и другое ясное речение: раждает мя (Прит. 8, 25); то объяснение просто. Сказанное с присовокуплением причины припишем человечеству, а сказанное просто, без присовокупления причины, отнесем к Божеству. Но не слово ли: созда, сказано с присовокуплением причины? Ибо Соломон говорит: созда мя начало путей Своих в дела Своя. Дела же рук Его истина и суд (Пс. 110, 7), для которых помазан Он Божеством; потому что это помазание относится к человечеству. Но слово: раждает мя, употреблено без присовокупления причины; иначе укажи, что к нему прибавлено. Итак кто будет спорить, что Премудрость называется творением по рождению дольнему, и рождаемою  по рождении) первому и более непостижимому?"

ИТАК: Христос не является первым творением!

 

Вопрос второй: Выступает ли Христос помощником в деле творения?

         СИ часто утверждают, что Сын учавствовал в деле творения как искусный помощник. А в чём же эта помощь? Вы, наверное, можете ответить, что помощь эта как художника, как оформителя, как подмастерья... Но!.. Обратите внимание, что в Ин.1:3 сказано «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть», т.е. без участия Сына ничто не начало быть!. Значит Сын не просто "художник-оформитель" материала, предоставленного Отцом. Нет, здесь прямо говорится, что Сын учавствовал в творении вещей из ничего. Он причастен к самому моменту бытия каждой вещи!

 

А как это вдруг сотворённое существо может иметь возможность помогать творить из ничего??? Может ли Ангел творить из ничего???

 

А не странно ли утверждать, что Иегова сначала создал "помощника", а потом всё остальное??? Напротив, повторюсь, см. Быт.1:1 Где там говорится о сотворение Христа? Не есть ли это посягательство на Всемогущего Творца???

 Напротив, см. Мал.2:10 Не один ли Бог сотворил нас?” И я бы не советовал свидетелям Иеговы приводить примеры о генерале, взявшем город, о Ное, построившем ковчег, о Соломоне, построившем храм и т.д., так как примеры абсолютно не обоснованные. Видили ли Вы где-нибудь чтобы кто-либо из них утверждал, что всё зделал сам один???

          Что ж, давайте посмотрим, как говорит Библия:

          Ис.44:24
«Так говорит Господь [Иегова], искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю»

           Ис.45:12
«Я создал землю и сотворил на ней человека; Я   Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.»

           Ис.48:13 «Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе

!N.B. Здесь хотелось бы ещё разобрать такой вопрос: является ли Христос Архангелом Михаилом, как тому учат свидетели Иеговы??? Согласно учению ОСБ, в начале был Логос, Он же «первое творение Иеговы», он же архангел Михаил. При воплощении Михаил перестал существовать, а его «жизненная сила» Иеговой была перенесена в тело Марии, кот. и родила человека Иисуса. Отдав Свою непорочную жизнь на «древе» Христос был «воссоздан» Иеговой вновь как Архангел Михаил, единственный архангел…

 

В подтверждение своих теорий свидетели Иеговы пытаются сослаться на Писание, мол: за искушение Адама и Евы Бог проклял сатану на вражду с семенем жены, от которого сатана будет поражаем в голову. (См. Быт.3:14-15). Под семенем речь идёт о Христе. Далее, о Христе сказано, что «как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,  и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. » (Евр.2:14). И вот эти положения свидетели сравнивают с описанием войны между Михаилом со своими ангелами с сатаною и его падшими ангелами: см. Откр.12:7.

Вот как пишут об этом СИ в своих публикациях:

"...Писание указывает на воскресшего Иисуса Христа как на архангела Михаила - начальника всех ангелов." (Пробудитесь! 8 февраля 2002 г., стр. 17); "Михаил - это еще одно имя Иисуса Христа." (Чему на самом деле учит Библия, 2005 г., стр. 218).

Они придерживаются этого учения на том основании, что по их мнению во всей вселенной существует только один "архангел", он поставлен над всеми остальными ангелами, и его имя Михаил.

Писании слово "архангел" встречается только в единственном числе, оно никогда не употребляется во множественном." (Чему на самом деле учит Библия, 2005 г., стр. 218,219); "Кроме Михаила, в Библии не говорится ни о каких других архангелах..." (Пробудитесь! 8 февраля 2002 г., стр. 17).

А так как он является самым главным над ангелами, то из этого делается вывод, что он - Иисус Христос.

"Поэтому разумно заключить, что Иегова Бог дал полную власть над всеми своими ангелами только одному созданию." (Пробудитесь! 8 февраля 2002 г., стр. 17); "Интересно, что в других местах Библии титул "архангел" используется по отношению только к одной личности - Иисусу Христу." (Откровение: его грандиозный апогей близок! гл. 27, стр. 181).

Для поддержания этой точки зрения Свидетели Иеговы даже не считают нужным корректно преподносить факты.

"Использование определенного артикля перед словом "архангел" в греческом оригинале письма Иуды 9 показывает, что этот титул относится только к Михаилу." (Пробудитесь! 8 февраля 2002 г., стр. 17).

Любой человек, знакомый с греческой грамматикой или вообще с понятием определенного артикля, увидит здесь намеренное искажение Свидетелями Иеговы смысла греческого текста. Свидетели Иеговы преподносят это так, что в данном стихе слово "архангел" с определенным артиклем относится только к Михаилу во всей Библии, а не только в тексте послания Иуды. Но никогда определенный артикль не указывает на такую уникальность и не используется для абсолютной идентификации. Напротив, в соответствие с методами Свидетелей Иеговы, в другом случае, когда слово "архангел" употребляется в 1-е Фессалоникийцам 4:16 без артикля, это указывет на множественность архангелов.

"Позднее о Михаиле говорилось как о "князе великом, стоящем за сынов народа твоего [Даниила]" (Даниил 10:21; 12:1). Это указывает, что Михаил был тем ангелом, которому Иегова поручил вести израильтян через пустыню (Исход 23:20-23; 32:34; 33:2)." (Внимайте пророчеству Даниила! 1999 г., стр. 204).

Здесь Свидетели Иеговы абсолютно вольно соотносят два отдельных фрагмента. В книге Даниила не упоминаются события книги Исход, а в книге Исход упоминается ангел без какого-либо имени, но не говорится ни о каком об архангеле Михаиле. Следовательно нет никаких оснований для такого сопоставления.

Основная логика Сторожевой Башни выражена таким образом:

"Положение, сила и власть Михаила поистине делали его "архангелом", или главным, ведущим ангелом. Уместнее всего заключить, что это очень высокое положение занимает не кто иной, как Иисус Христос, Сын Бога, до и после его земной жизни" (Внимайте пророчеству Даниила! 1999 г., стр. 205).

Слово arcaggelov - архангел, означает начальника ангелов, главного над ангелами. Приставка "арх" перед "ангел" имеет значение главенства.

"Иисус Христос заслуживает чести и потому, что Он является главным ангелом Иеговы или архангелом. На каком основании мы приходим к этому заключению? Приставка «арх», означающая «главный» или «ведущий», намекает на то, что существует только один архангел." (Сторожевая Башня, 01.02.1991 г., стр. 17).

Свидетели Иеговы весмьа предвзято указывают на приставку "арх". Нелепость этой попытки разоблачается другими греческими словами с этой же приставкой "арх". Например слово arciereuv - первосвященник состоит из приставки "арх" и слова "иерей". Но нелепо утверждать, что эта приставка указывает на одного "архиерея": "Твой народ и первосвященники [arciereiv] предали Тебя мне; что Ты сделал?" (Иоанн 18:35, см. также Матф.21:15; Матф.21:23; Матф.21:45; Матф.26:3; Матф.26:59; Матф.27:1; Матф.27:6; Матф.27:12; Матф.27:20; Иоан.19:6; Иоан.19:21; Деян.4:23; Деян.5:24; Деян.25:15 и десятки других мест…). Следовательно, слово "архангел" не обозначает абсолютно самого главного и единственного над всеми ангелами, и по этой причине не может обозначать Иисуса.

 

Как видим, налицо свободное толкование Писания путём вырывания цитат из контекста и усваивания им смысла, подходящего под доктрину СИ. Малейшее же рассмотрение данного вопроса показывает, что данные богословские построения свидетелей Иеговы не выдерживают критики. Итак:

 

Христос – это Царь, а Михаил – военачальник. Свидетели Иеговы же смешивают всеобщую победу Христа над сатаною с конкретной победой в битве Михаила…

Действительно, Христос Своей смертию лишил силы диявола!.. Именно это лишение силы и дало возможность Михаилу с его ангелами победить сатану с бесами (Откр.12:7). Сравните:

1)                                                                       1) До Спасительной Жертвы Христа Михаил не имел силы сокрушить сатану. Апостол Иуда пишет: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь"» (Иуд.9)

2)                                                                       2) Только после пролития Пречистой Крови Спасителя диявол ослабел (Евр.2:14) и Михаил с ангелами смогли низвергнуть сатану с его воинством с неба!

 

Вот как об этом пишет проф. Лопухин:

 

 

 Священное же Писание однозначно утверждает, что Христос и Михаил – 2 разные личности:

1)                                                                        1) Ветхий Завет: «… но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне…» (Дан.10:13). Как видим, Михаил не единственный архангел! (Согласно учению Православной Церкви архангелов всего 8).

2)                                                                        2) Новый Завет: «потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба…» (1Фес.4:16). Как видим, Архангел будет возвещать о сошествии Господа (возгласом с помощью трубы Божией), а Христос непосредственно будет сходить… Также можно посмотреть Евр.1:7-14...


          ИТАК: Христос не "искусный" помощник (Иегова творит всё Сам) и не Архангел Михаил!!!

           Вопрос третий: Кто же тогда Христос?

           Рассмотрим Пс.101:26 «В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса   дело Твоих рук».О Ком здесь идёт речь??? Понятно, об Иегове. Но!.. В 1-й главе послания к Евреям ап. Павел сравнивает положение Сына Божьего с положением Ангелов. Сначала Павел приводит несколько цитат с пояснением: "Об Ангелах сказано:..."  И затем - "А о Сыне: "престол Твой, Боже,..." И: "в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса   дело рук Твоих;... " ... "

          ИТАК:  ап. Павел утверждает, что эти стихи из 101 псалма говорят о Сыне!

          Кол.1:16 «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,   все Им и для Него создано»;

          Ин.1:3 «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»;

          Евр.1:10 «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса   дело рук Твоих»…

          ИТАК: Христос - это Творец!

 


 

Иоан.1:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово  было Бог.

Иоан.5:18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не  только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога,  делая Себя равным Богу.

Иоан.10:33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим  побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты,  будучи человек, делаешь Себя Богом.

Иоан.20:28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

1Иоан.5:20 Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет  и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном  Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть Бог и жизнь  вечная.

Рим.9:5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем  Бог, благословенный во веки, аминь.

Фил.2:6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением  быть равным Богу;

Деян.20:28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух  Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и  Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

1Тим.3:16 И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог  явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам,  проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.




Подробнейшую подборку цитат о Божестве Христа см. ниже:

Цитаты из Св. Писания

Цитаты из Св. Отцов Ранней Церкви

 



[*] Говоря о Нем: прежде всех веков, - мы показываем, что Его рождение - безвременно и безначально; ибо не из не сущего приведен в бытие Сын Божий, сияние славы и образ Ипостаси Отчей (Евр.1:3), живая премудрость и сила, Слово ипостасное, существенный, совершенный и живой образ невидимого Бога; но Он присно был с Отцем и в Отце, из Которого родился вечно и безначально. Ибо Отец никогда не существовал, когда не было бы Сына, но вместе Отец, вместе и Сын, от Него рожденный. Ибо Отец без Сына не назывался бы Отцем, если бы существовал когда-либо без Сына, то не был бы Отцем, и если после стал иметь Сына, то также после сделался Отцем, не будучи прежде Отцем, и подвергся бы изменению в том, что, не быв Отцем, стал Им, а такая мысль есть ужаснее всякого богохульства, ибо нельзя сказать о Боге, чтобы Он не имел естественной силы рождения, а сила рождения состоит в способности родить из себя, т. е. из собственной сущности, существо, подобное себе по естеству.

Итак, нечестиво было бы утверждать о рождении Сына, что оно произошло во времени и что бытие Сына началось после Отца. Ибо мы исповедуем рождение Сына от Отца, то есть из Его естества. И если мы не допустим, что Сын изначала существовал вместе с Отцем, от Которого Он рожден, то введем изменение ипостаси Отца в том, что Отец, не будучи Отцем, после сделался Отцем. Правда, тварь произошла после, но не из существа Божия; а волею и силою Божиею приведена из небытия в бытие, и поэтому не произошло никакого изменения в естестве Божием. Ибо рождение состоит в том, что из сущности рождающего производится рождаемое, подобное по сущности; творение же и создание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит извне, а не из сущности творящего и созидающего, и есть совершенно неподобно по естеству.

Поэтому в Боге, Который один только бесстрастен, неизменяем, непреложен и всегда одинаков, бесстрастно как рождение, так и творение. Ибо, - будучи по естеству бесстрастен и чужд истечения, потому что прост и несложен, - Он не может подлежать ни страданию, ни истечению ни в рождении, ни в творении, и не имеет нужды ни в чьем содействии. Но рождение (в Нем) безначально и вечно, так как оно есть действие Его естества и происходит из Его существа, иначе рождающий потерпел бы изменение, и был бы Бог первый и Бог последующий, и произошло бы приумножение. Творение же у Бога, как действие хотения, не совечно Богу. Ибо приводимое из небытия в бытие не может быть совечно Безначальному и всегда Сущему. Бог и человек творят неодинаково. Человек ничего не приводит из не сущего в бытие, но, что делает, делает из прежде существовавшей материи, не только пожелав, но и прежде обдумав и представив в уме то, что хочет сделать, потом уже действует руками, принимает труды, утомление, а часто не достигает цели, когда усердное делание не выходит так, как хочется; Бог же, только восхотев, вывел все из не сущего в бытие: равным образом не одинаково и рождают Бог и человек. Бог, будучи безлетным и безначальным, и бесстрастным, и свободным от истечения, и бестелесным, и единым только, и бесконечным и рождает безлетно и безначально, и бесстрастно, и без истечения, и вне сочетания, и непостижимое Его рождение не имеет ни начала, ни конца. Безначально рождает Он, потому что неизменяем; - без истечения потому, что бесстрастен и бестелесен; - вне сочетания потому, что опять и бестелесен, и есть един только Бог, не имеющий нужды в ком-либо другом; - бесконечно же и непрестанно потому, что и безлетен, и безвременен, и бесконечен, и всегда одинаков, ибо, что безначально, то бесконечно, а что бесконечно по благодати, то отнюдь не безначально, как, напр., Ангелы.

Итак, присносущный Бог рождает Слово Свое совершенное безначально и нескончаемо, чтобы не рождал во времени Бог, имеющий высшие времени и естество, и бытие. Человек же, как очевидно, рождает противным образом, потому что подлежит и рождению, и истлению, и истечению, и размножению, и облечен телом, и в естестве человеческом заключается пол мужской и женский, и муж имеет нужду в пособии жены. Но да будет милостив Тот, Который выше всего и Который превосходит всякую мысль и разумение.

Итак, святая Кафолическая и Апостольская Церковь учит вместе и об Отце, и о Единородном Его Сыне, из Него рожденном безлетно, без истечения, бесстрастно и непостижимо так, как ведает это один только Бог всяческих. Как вместе существуют и огонь, и свет, из него происходящий, - не прежде огонь, а потом уже свет, но вместе - и как свет, всегда рождающийся из огня, всегда есть в огне и никогда от него не отделяется, - так и Сын рождается из Отца, никак не отделяясь от Него, но всегда пребывая в Нем. Но свет, неотделимо рождающийся от огня и всегда в нем пребывающий, не имеет собственной, по сравнению с огнем, ипостаси, ибо он есть природное свойство огня; Сын же Божий Единородный, из Отца рожденный нераздельно и неразлучно и в Нем всегда пребывающий, имеет Свою собственную ипостась, сравнительно с ипостасью Отца.

Итак, Сын называется Словом и сиянием, потому что рожден от Отца без всякого сочетания и бесстрастно, и безлетно, и без истечения, и неразлучно; (называется) же Сыном и образом Отчей ипостаси потому, что Он совершен, ипостасен и во всем подобен Отцу, кроме нерожденности (αγεννησια); (называется) Единородным потому, что Он один только от одного Отца рожден единственным образом, ибо никакое другое рождение не подобно рождению Сына Божия, и нет другого Сына Божия. Дух Святый, хотя исходит от Отца, но не по образу рождения, а по образу исхождения. Здесь другой образ бытия, также непостижимый и неведомый, как и рождение Сына (Божия). Поэтому все, что имеет Отец, имеет и Сын, кроме нерожденности, которая означает не различие в сущности или в достоинстве, а образ бытия - подобно тому как Адам, который не рожден, ибо он - творение Божие, и Сиф, который рожден, ибо он - сын Адамов, и Ева, которая вышла из ребра Адамова, ибо она не была рождена, различаются друг от друга не по природе, ибо они - люди, но образом бытия.

Должно знать, что слово αγενητον, когда пишется через одно ν, означает нечто несотворенное, т. е. не происшедшее; когда же чрез два νν (αγεννητον), то означает нерожденное (μη γεννηθεν). И по первому значению слова сущность от сущности различается: ибо иное есть сущность несотворенная, означаемая словом с одним ν, и иное, - сущность произведенная (γενητη) или сотворенная. По второму же значению сущность от сущности не различается. Ибо первая ипостась всякого вида животных не рождена (αγεννητος), а не несотворена (ονκ αγενητος); ибо все они сотворены Создателем и приведены в бытие Словом; но не родились, ибо прежде не существовало другого однородного существа, из которого они могли бы родиться.

Итак, что касается первого значения, то слово αγενητος приличествует трем пребожественным ипостасям Святого Божества, ибо они единосущны и несозданны; второе же значение αγεννητος - никак. Ибо один только Отец нерожден, потому что Он имеет бытие не из другой какой-либо ипостаси; и один только Сын рожден, потому что из сущности Отца родился безначально и безлетно; и один только Дух Святый исходящ, потому что из сущности Отца не рождается, но исходит. Так учит Божественное Писание, хотя образ рождения и исхождения пребывает для нас непостижимым. (Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры”, 1:8)

Яндекс.Метрика