СВИДЕТЕЛЬСТВА ВЕРЫ РАННИХ ХРИСТИАН

В соответствии с библейским учением подлинная Церковь Христова прежде всего представляется историчной, поскольку стоит благодаря обетованию Иисуса Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). То есть ни силы ада, ни смерть, ни дьявол не смогут, как бы они того ни хотели сломить Церковь. Ни неверность людей, как пишет апостол Павел: «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем» (Рим.3.3-4). Потому что Господь Сам действует в Своей Церкви и Сам находит людей через которых Он действует в ней, так как Он не покидает её (Мф.28.20).

В таком случае у нас должна быть возможность проследить Церковь в истории, ибо в противном случае получиться, что та организация, которую мы посещаем, не является основанной Христом Церковью. И коль скоро Церковь существовала, значит до нас непременно должны были бы дойти некоторые свидетельства веры ранних христиан: учеников апостолов и их ближайших преемников (их письма, послания, апологии) из которых мы можем выяснить как и во что они верили. Изучая их писания можно отметить следующее:

ВЕРА В БОЖЕСТВО ИИСУСА ХРИСТА

Апостол Варнава [1] в своем послании пишет: «Не повелевай жестоко своею рабынею и своим рабом, надеющимися на того же Господа, дабы не показалось, что ты боишься Бога, Который над обоими вами, ибо Он пришёл призвать не по лицу судя, но по тому, кого уготовал Дух» [2]. В этом отрывке послания видно, что нужно «бояться Бога, Который пришёл призвать не по лицу судя» из чего очевидно следует, что для Варнавы Христос - Бог, так как не Бог Отец воплощался и приходил на землю.

Св. Климент Римский [3] в послании Коринфянам пишет: «Все вы были смиренны и чужды тщеславия, любили более подчиняться, нежели повелевать, и давать нежели принимать. Довольствуясь тем, что Бог дал вам на путь земной жизни, и тщательно внимая словам Его, вы хранили в глубине сердца, и страдания Его были пред очами вашими» [4]. Климент пишет о страданиях Бога. Пострадал не Отец и следовательно Христос для Климента суть Бог.

Во 2-ом послании к Коринфянам, которое не принадлежит Клименту, но относится исследователями к середине 2-го века пишется следующее: «Братья! Об Иисусе Христе вы должны помышлять, как и о своем Боге и судье живых и мертвых» [5].

Священномученик Игнатий Антиохийский [6] очень чётко в своих посланиях пишет о Богочеловечестве Христа: «Для них есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос» [7].

«Ибо Бог наш Иисус Христос, по устроению, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого» [8].

«Так как Бог явился по-человечески для обновления вечной жизни»[9].

«А это удастся вам, если не будете надмеваться и отделяться от Бога Иисуса Христа и епископа и апостольских заповедей» [10].

«Бог наш Иисус Христос является в большей славе, когда во Отце» [11].

«Дайте мне быть подражателем страданий Бога Моего» [12].

«чтобы во всем, что делаете, благо успевать плотью и духом, верою и любовью в Сыне и в Отце и в Духе... ...Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус Христос повиновался по плоти [13] Отцу, и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное» [14].

Святой мученик Иустин [15] так исповедовал Божество Христово: «Ибо так называемые демоны о том только и стараются, чтобы отвести людей от Бога и Творца и Его Первородного Христа Бога» [16].

«Но никогда не говорилось ни о ком из вашего рода, что он, как Бог и Господь, воцарился над народами, кроме этого одного Распятого» [17].

«И Давид предсказал, что «Он родится из чрева прежде солнца и луны» (Пс.109.3 и Пс.71.5.17) и показал, что Он, будучи Христос, есть Бог сильный и достопоклоняемый» [18].

«Дабы вы признали Его и Богом, пришедшим свыше, и человеком, бывшим среди человеков и имеющем опять придти, когда воззрят на Него и восплачут пронзившие Его» [19].

ВЕРА В АПОСТОЛЬСКУЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПОДЧИНЕНИЕ ПРЕДСТОЯТЕЛЯМ ЦЕРКВИ

Игнатий Антиохийский во многих своих посланиях увещевал: «По благодати Божьей соединены в одной вере и в Иисусе Христе, происшедшем по плоти от рода Давидова, Сыне Человеческом и Сыне Божьем, так что вы повинуетесь епископу и пресвитеству в совершенном единомыслии, преломляя один хлеб, это врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь во Христе Иисусе» [20].

«И вам надобно не пренебрегать возрастом епископа, а по силе Бога Отца, оказывать ему всякое уважение, как я заметил во святых пресвитерах ваших, что они не смотрят на видимую молодость его, а как богомудрые, повинуются ему, впрочем, не ему, но Отцу Иисуса Христа, епископу всех» [21]. Сравните эти слова со словами Павла (1 Тим. 4:12).

«Повинуйтесь епископу и друг другу» [22].

«Ибо, когда вы повинуетесь епископу, как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живете не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа... Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа - надежды нашей» [23].

«Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви» [24]. Итак, утверждается, что епископа следует почитать как Христа, ибо его власть и преемство от Христа исходят. Однако если епископ начинает учить чему-то не соответствующему Слову Божьему, то ему можно и должно не подчиняться, ибо он должен держаться «истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» [25].

«Кто внутри алтаря, тот чист, а кто вне его, тот не чист, то есть, кто делает что-нибудь без епископа, пресвитера и диакона, тот нечист совестью» [26].

«Ибо, которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом. И те, которые, покаявшись, придут в единение Церкви, также будут Божии, дабы жить сообразно Иисусу Христу. Не обольщайтесь, братья мои. Кто следует за вводящим в раскол, тот не наследует Царствия Божия» [27].

«Где разделение там и гнев, там Бог не обитает. Впрочем, всем кающимся Бог прощает, если они возвращаются к единению Божию и к собору епископа» [28].

Святой Климент Римский писал: «Итак, вы положившие начало возмущению, покоритесь пресвитерам, и приимете вразумление к покаянию, преклонив колена сердца своего. Научитесь покорности, отложивши тщеславную и надменную дерзость языка. Ибо лучше вам быть в стаде Христа малыми и уважаемыми, нежели казаться чрезмерно высокими и лишиться упования Его» [29].

Кроме перечисленных свидетельств можно также обратиться к высказываниям по данному вопросу св. Иринея Лионского, Тертулиана - защитников христианского вероучения II-го века.

ВЕРА В ПРИОБЩЕНИЕ В ПРИЧАСТИИ К ИСТИННЫМ ПЛОТИ И КРОВИ ХРИСТОВЫМ

Св. Игнатий Антиохийский свидетельствует о своей вере так: «Они удаляются от евхаристии и молитвы, потому что не признают, что евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа» [30].

«Все последуйте епископу, как Иисус Христос - Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Диаконов почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно» [31].

Святой мученик Иустин: «Пища эта у нас называется евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением [32] в оставление грехов и в возрождение, и живёт так, как предал Христос. Ибо мы принимает это, не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос Спаситель наш, Словом Божиим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким образом, пища эта, над которой совершенно благодарение чрез молитву слова Его, и от которой чрез уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть, - как мы научены - того воплотившегося Иисуса» [33].

К сожалению, привести всех свидетельств не представляется возможным, но при необходимости любой желающий может ознакомиться с ними, обратившись к собраниям сочинений раннехристианских авторов. Из всего перечисленного понятно, что все те христианские организации, в духовной практике коих отсутствуют: апостольское преемство, всеобщее приобщение верующих к евхаристическим Хлебу и Вину, а тем более вера в Божественность основателя Церкви, не имеют никакого отношения к исторической Церкви.

Алексей Рассказов (mailto:AlexPerstak@mail.ru).


[1] Ап. Варнава сотрудник ап. Павла, его имя в Писании употребляется достаточно часто см. Деян.4.36-37; 9.26-27; 14.4. 12.14; 13.1-3.43.46 Гал.2.9. Ему принадлежит одно послание, которое содержится в Мураториевом каноне Нового Завета II века, одного из первых сборников Нового Завета.

[2] Послание Варнавы. Гл.19.

[3] Климент Римский был епископом города Рима с 92 по 101 гг. В 101 году принял мученическую кончину за исповедание Христа. Ему принадлежит одно послание к Коринфянам. Его имя встречается в Писании (Фил.4.3).

[4] Послание Коринфянам Глава 2.

[5] 2 послание к Коринфянам Глава 1.

[6] Игнатий Антиохийский - ученик ап. Иоанна, был епископом города Антиохия, принял мученическую кончину за исповедание Христа в 107 году. Ему приписывают 15 посланий 8 из которых не принадлежат ему. В подлинности остальных 7 никто не сомневается.

[7] Послание к Ефесянам. Гл. 7.

[8] Там же Гл.18.

[9] Там же Гл. 19.

[10] Послание к Траллийцам. Гл.7.

[11] К Римлянам Гл. 3.

[12] Там же Гл. 6.

[13] То есть по человечеству (А.Р.).

[14] Послание к Магнезийцам Гл. 13.

[15] Мученик Иустин (приблизительно 100 – 156) - христианский писатель и защитник Церкви II-го века. Был учеником мученика Поликарпа Смирнского, который в свою очередь был наставлен и получил рукоположение от апостола Иоанна. Иустин принял мученическую кончину за Христа.

[16] 1 Апология LVIII.89.

[17] Разговор LXXIII.253.

[18] Разговор LXXVI.258.

[19] Разговор LXIV.239.

[20] К Ефесянам глава 20.

[21] Послание к Магнезийцам глава 3.

[22] Там же глава 13.

[23] Послание к Тралийцам. Глава 2.

[24]Послание к Магнезийцам глава 4.

[25] Тит.1.9.

[26] Там же глава 7.

[27] Послание к Филадельфийцам глава 3.

[28] Там же глава 8.

[29] Послание к Коринфянам. Глава 57.

[30] Послание к Смирнянам. Глава 7.

[31] Там же глава 8.

[32] Имеется в виду крещение (А.Р.).

[33] Мученик Иустин. Разговор с Трифоном Иудеем главы 64-66.